Процессы когнитивного анализа - как инструмента исследования нестабильных и слабоструктурированных сред

1 сообщение / 0 новое
Аватар пользователя Василич
Василич
Не в сети
Регистрация: 14/03/2021 - 20:13
Процессы когнитивного анализа - как инструмента исследования нестабильных и слабоструктурированных сред

Основные понятия

Когнитивный анализ - один из наиболее мощных инструментов исследования нестабильной и слабоструктурированной среды. Используется для лучшего понимания существующих в среде проблем, выявлению противоречий и качественному анализу протекающих процессов.

Когнитивное (познавательное) моделирование - ключевая методика когнитивного анализа - состоит в том, чтобы сложнейшие проблемы и тенденции развития системы (в нашем случае социально-политической обстановки) отразить в виде упрощенной модели, отразить и исследовать на ней возможные сценарии возникновения кризисных ситуаций, найти пути и условия их разрешения. Использование когнитивных моделей качественно повышает обоснованность принятия управленческих решений в сложной и быстроизменяющейся обстановке, избавляет аналитика от «интуитивного блуждания», экономит время на осмысление и интерпретацию происходящих в системе событий.

Основные этапы проведения когнитивного анализа

Когнитивный анализ проводится в нескольких этапов, последовательно приводящих к достижению целей исследования:


1)Формулировка целей и задач исследования.


2) Изучение текущей (оперативной) социально политической обстановки с позиций поставленных целей: сбор, систематизация, анализ существующей количественной (статистической) и качественной информации относительно объекта анализа и его внешней среды, определение присущих исследуемой ситуации требований, условий и ограничений.


3) Выделение основных факторов, воздействующих на социально-политическую обстановку.


4) Определение взаимосвязи между факторами путем рассмотрения связующих синхронистических смыслов и причинно-следственных цепочек (построение когнитивной карты в виде ориентированного графа).


5) Изучение силы взаимовлияния разных факторов. Для этого используются как математические модели, описывающие некоторые точно выявленные количественные зависимости между факторами, так и субъективные представления аналитика относительно не формализуемых качественных взаимоотношений факторов.

 

В результате прохождения этапов 3 - 5 строится, в конечном итоге, когнитивная модель ситуации (системы), которая отображается в виде функционального графа. Поэтому можно сказать, что этапы 3 - 5 представляют собой когнитивное моделирование. Более подробно все эти этапы и основные понятия когнитивного моделирования будут ниже).


6) Проверка адекватности когнитивной модели реальной ситуации (верификация когнитивной модели).


7) Определение с помощью когнитивной модели возможных вариантов развития социально-политической обстановки, обнаружение путей, механизмов воздействия на ситуацию с целью достижения желаемых результатов, предотвращения нежелательных последствий, то есть выработка стратегии управления. Задание целевых, желаемых направлений развития событий. Формирование комплекса мероприятий реагирования на изменения оперативной обстановки.

Когнитивное моделирование

Цели построения когнитивной модели

Когнитивное моделирование способствует лучшему пониманию проблемных ситуаций, выявлению противоречий и качественному анализу ситуационной (ситуационно-кризисной) обстановки. Цели моделирования состоят в формировании и уточнении гипотез о функционировании объекта анализа, рассматриваемого как систему, состоящую из отдельных, но системно взаимодействующих элементов и подсистем.

Когнитивная карта (ориентированный граф)

В рамках когнитивного подхода довольно часто термины «когнитивная карта» и «ориентированный граф» употребляются как равнозначные; хотя, строго говоря, понятие ориентированный граф шире, а термин «когнитивная карта» указывает лишь на одно из применений ориентированного графа.

Когнитивная карта состоит из факторов ситуационной обстановки (элементов системы) и связей между ними.

Для того чтобы понять и проанализировать поведение сложной системы, строят структурную схему синхронистично-смысловых (см. сноску «Синхронистичность» в п.2.3.2.3.2) и причинно-следственных связей элементов системы (факторов ситуации).

Факторы могут влиять друг на друга, причем такое влияние, как уже указывалось, может быть положительным или отрицательным (относительно интересов заказчика анализа). Причём, влияние может иметь и переменный знак в зависимости от возможных дополнительных условий.

Функциональный граф (завершение построения когнитивной модели)

Когнитивная карта отображает лишь факт наличия влияний факторов друг на друга. В ней не отражается ни детальный характер этих влияний, ни динамика изменения влияний в зависимости от изменения ситуации, ни временные изменения самих факторов. Учет всех этих обстоятельств требует перехода на следующий уровень структуризации информации, то есть к когнитивной модели. На этом уровне каждая связь между факторами когнитивной карты раскрывается соответствующими зависимостями, каждая из которых может содержать как количественные (измеряемые) переменные, так и качественные (не измеряемые) переменные. По мере накопления знаний о процессах, происходящих в исследуемой ситуации, становится возможным более детально раскрывать характер связей между факторами. Формально, когнитивная модель ситуации может, как и когнитивная карта, быть представлена графом, однако каждая дуга в этом графе представляет уже некую функциональную зависимость между соответствующими факторами; т.е. когнитивная модель ситуации представляется функциональным графом.

Дальнейшая детализация процессов (методик) проведения когнитивного анализа будет представлена в материалах второго этапа НИР.


Синхроничность (синхронистичность) — термин, введённый швейцарским психологом и мыслителем К. Г. Юнгом в одноименной статье. Юнг противопоставляет синхронистичность фундаментальному физическому принципу причинности и описывает синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путём, только на основании их смысла. Несмотря на то, что термин «синхронистичность», на первый взгляд, предполагает одновременность, Юнг использует его в гораздо более широком смысле, относя к любой «нефизической» (неочевидной) взаимосвязи событий, независимо от их разделённости во времени и пространстве. Принципиальные моменты своей эмпирической концепции Юнг обсуждал с известным физиком Паули, существует их совместная работа ( Wolfgang Pauli, Carl Gustav Jung. The Interpretation of Nature and the Psyche. Pantheon Books, 1955).

+1
0
-1